Одна из самых распространенных проблем перечеркивающих нашу производительность – это постоянное отвлечение от основных дел на множество второстепенных. И на этот раз речь идет не о прокрастинации, а неспособности сконцентрироваться. Эта трудность также объясняется особенностями работы нашего мозга
По результатам исследований, в офисе отвлекающие факторы отнимают у сотрудника в среднем 2 часа в день. Результаты другого исследования показали, что люди отвлекаются в среднем после 11-ти минут работы над проектом. После этого на возвращение к первоначальной задаче уходит минут 25, а иногда сотрудник к ней просто уже не возвращается. Каждые три минуты человек переключается на другое действие – начинает звонить по телефону, отходит поговорить с кем-то за соседним столом, заглядывает в какой-то документ или, что еще хуже, в свой телефон.
И если бы мы теряли на этом только время! Моменты отвлечения не просто раздражают, они еще и изматывают. К тому моменту, когда вам удастся вернуться к прерванному делу, ваша способность к сосредоточению снизится, так как в крови у вас останется меньше глюкозы. Мы уже не раз рассказывали о том, как наша работоспособность зависит от работы префронтальной коры, в и этот раз снова речь пойдет о ней, ибо именно она отвечает за сознательное принятие решений.
Блокируйте внешние раздражители
Мозг предпочитает фокусироваться на близких, сиюминутных вещах - на это нужно меньше усилий. Если вы пытаетесь сосредоточиться на сложной логической связке, то отвлечься для вас – все равно, что сменить боль на удовольствие: соблазн ооочень велик.
Поэтому одна из лучших стратегий повышения эффективности – это полная блокировка внешних отвлекающих факторов, особенно если у вас их много. Телефоны, электронная почта, меняющаяся обстановка за окном, болтливые коллеги…
Почему мы отвлекаемся
А вот тут все гораздо сложнее.
Наш мозг постоянно занят обработкой всевозможных сигналов как извне, так и изнутри и речь не только о сигналах от тела. Наше сознание постоянно норовит куда-нибудь улизнуть и окунуться в воспоминания или предвкушения. Если бы можно было взглянуть на электрическую активность даже отдыхающего мозга, он выглядел бы как Земля из космоса в новогоднюю ночь: по несколько раз в секунду на различных участках вспыхивают очаги электрических бурь. Как результат – наше внимание раздирают сотни мыслей и образов.
Когда мы ничем особым не заняты и не пытаемся на чем-то сконцентрироваться, у нас активизируется нейронная сеть ненаправленной активности (или «сеть по умолчанию») во время работы которой внимание переходит во власть всех эти внутренних и внешних сигналов.
Ранее мы описывали работу префронтальной коры (которая обрабатывает «входящие» сведения) как тесную сцену, где новые новые или важные сведения играют на сцене, а все остальные мысли сидят в зрительном зале (но постоянно норовят вырваться на сцену). Так вот, для описания того, как работает наше внимание эта аллегория также подходит. Человек удерживает мысль в среднем около десяти секунд, а затем перескакивает на что-то другое. Актеры на сцене легко отвлекаются: представьте себе театральную труппу, которая каждые несколько минут покидала бы концертную площадку просто потому, что на улице прекрасный денек, или в зале кто-то чихнул, или вообще без всякой причины. И если вы не станете постоянно прилагать усилия, чтобы удержать их, доиграть до конца будет очень трудно.
В восточной философии существует известная метафора о «слоне и наезднике», где разумная часть человеческого сознания - наездник, пытается управлять куда более крупным и неуправляемым объектом – слоном, символизирующим неосознанную его часть. Поскольку префронтальная кора составляет всего 4 % от общего объема мозга, можно считать, что современная наука о мозге подтверждает справедливость этой метафоры.
Как блокировать внутренние раздражители
Сосредоточенность мысли определяется не тем, как вы стараетесь сосредоточиться, а тем, насколько хорошо вам удается тормозить ненужные вещи, не допуская их до сознания.
На приведенном примере мозг испытывает сильное желание сказать «серый» для пункта с), потому что прочитать слово проще, чем определить цвет:
a) черный;
b) серый;
c) серый;
d) черный.
За торможение отвечает вентролатеральная область перфоронтальной коры, что влечет за собой серьезные следствия. Если бы вы были производителем автомобилей и разрабатывали новый тип машины, то непременно позаботились бы о том, чтобы тормоза у нее были сделаны из самых прочных и надежных материалов, потому что отказ тормозов – проблема очень серьезная. Но, как это ни печально, в процессе эволюции человеческого мозга произошло обратное, и система тормозов у человека является частью самого хрупкого, самого капризного и самого энергоемкого отдела мозга.
Если бы автомобили строили на таких же принципах, по которым работает наш мозг, вы бы вряд ли смогли доехать даже до супермаркета
Если вспомнить спонтанную активность нейронов, станет ясно, что мозг посылает в сознание человека множество всевозможных безумных мыслей. Но вы обладаете «правом вето», то есть. способны сами решать, действовать вам в соответствии с сиюминутным порывом или нет.
Торможение отвлекающих факторов – ключевой навык, необходимый для сохранения сосредоточенности. Чтобы тормозить лишнее, нужно осознанно следить за внутренними мыслительными процессами и ловить ненужные импульсы прежде, чем они успеют закрепиться в мозге.
Стоит человеку решить, что он собирается встать со стула, как тут же активизируются соответствующие отделы мозга и десятки различных мышц. Начинает поступать кровь, перераспределяются потоки энергии. Чтобы остановить уже начатый процесс вставания со стула, потребуется намного больше запретительной энергии и физических усилий, чем на то, чтобы отказаться от этого намерения сразу же, как только у вас возникло такое желание.
Таким образом, ничего кроме вашего сознательного самоконтроля не поможет вам стать по-настоящему сконцентрированным.