Гениальность это 1% таланта и 99% труда, - говорил на пороге 20 века американский изобретатель Томас Эдисон. С годами эта формула не утратила актуальности, а скорее, наоборот, стала значимее, чем когда-либо. Исследуя такие вещи как талант и интеллект, ученые снова и снова приходят к выводу, что в большинстве случаев к успеху приходят не самые одаренные, а самые настойчивые люди
В 90-х годах прошлого века известный шведский психолог Андрес Эриксен провел небольшое исследование с участием скрипачей, заканчивающих берлинскую академию музыки. Будущих выпускников поделили на три группы, согласно их способностям. В первую отобрали солистов – то есть, самых способных, кому будет отведено почетное место первой скрипки в оркестре. Во вторую – перспективных студентов, то есть, тех, кто еще не готовы к ведущим партиям, но, теоретически, могут дорасти до первой группы. В третью отправили тех, кто годится только преподавать основы музыкальной грамотности. А затем Эриксен подсчитал количество часов, которые все ребята потратили на занятие музыкой за весь период обучения. И вышло, что солисты занимались больше всех, в среднем, они отвели скрипке 10 тысяч часов. Перспективные скрипачи старались чуть меньше – около 8-ми тысяч. «Преподаватели» же отдали ремеслу лишь 4 тысячи часов. Так, все встало на свои места – самые одаренные оказались попросту самыми трудолюбивыми.
Психолог университета Пенсильвании Анджела Дакворт, посвятившая себя изучению успеха, приходит к похожему выводу. Работая учителем математики в одной из американских школ, она обратила внимание, что ученики с самым высоким IQ не всегда справлялись с ее предметом. Более того, зачастую, их опережали дети с невысоким показателем интеллекта.
- Темы по математике, несомненно, являются трудными: пропорции, дроби, площадь параллелограмма. Но они не являются сверхсложными, и я была убеждена, что каждый из моих учеников, при должном старании, способен усвоить требуемый материал.
И проработав в школе несколько лет, она пришла к выводу, что в работе со школьниками у современной системы образования множество пробелов. Особенно по части психологии и мотивации.
Единственное, что мы можем измерить в образовании наилучшим образом – это оценки и уровень IQ. Но что если успех и в школе, и в жизни зависит от большего?
- Я начала изучать детей и взрослых в различных сложных ситуациях. В каждом исследовании я спрашивала себя: «Кто здесь успешен и почему?». Мы побывали в военной академии Вест-Пойнт. Мы пытались предугадать, кто из кадетов продолжит военную подготовку, а кто будет исключен. Мы также посетили конкурс орфографии National Spelling Bee и попытались предугадать, какие дети займут наивысшие места. Мы сотрудничали с частными компаниями, задаваясь вопросом: какие из менеджеров по продажам сохранят свои позиции? Кто из них зарабатывает больше всех? – продолжала Дакворт.Проведя множество исследований, ее команда пришла к выводу, что успех зависит ни от уровня интеллекта (по крайней мере, не на все 100%), ни от социальных навыков, ни от красоты, а от твердости характера.
Страсть и упорство в достижении долгосрочных целей – главная черта, которой обладают успешные люди
И именно твердость, которую человек проявляет не от случая к случаю, а ежедневно, ежемесячно, ежегодно, приводит, в конечном итоге, к большим достижениям.
- Сила и настойчивость – это не спринт, это марафон, - заключает психолог.
Для изучения твердости чикагских школьников она протестировала на силу воли и упорство тысячи учеников выпускных классов, чтоб затем посмотреть как они окончат школу. Результаты подтвердили ее предположения, что трудолюбивые ребята набирают больше баллов.
Еще она заметила, что это качество никак не связано с врожденными талантами, а порой и вовсе, обратно пропорционально им. Печально, что, зачастую, и правда талантливые люди не инвестируют в самих себя время, энергию, а размениваются на множество второстепенных вещей, из-за чего они так и остаются на первых ступенях развития.
Как воспитать в себе твердость характера?
На этот вопрос отвечает профессор Стэнфордского университета Кэрол Двек. Она рассказала, что важно не требовать от себя результата прямо сейчас, а не получив его впадать в упадок и самоуничижение. Лучше отнестись к этому как к одному из этапов нашего развития.
В одной из чикагских школ, ученики из которой участвовали в ее экспериментах, не сдавшим экзамен ставили не «незачет», а «пока еще незачет»! И это замечательно, потому что, если в первом случае подчеркивался факт провала, то во втором оставались простор и мотивация для дальнейшего роста.
Каждый наш новый опыт сопровождается образованием новых нейронных связей, которые теперь будут отвечать за это новое знание или умение. Пусть во взрослом возрасте мозг развивается не такими мощными темпами как это было в детстве, но это не значит, что он не развивается вовсе. Если продолжать попытки, учитывая прошлые ошибки, если продолжать нарабатывать навык, то рано или поздно результат даст о себе знать.
Еще один пример. В той же чикагской школе десятилетним детям дали задание чуть выше их уровня развития. Часть ребят отнеслась к нему с энтузиазмом, они готовы были учиться, осваивая новые задачи. Другая же часть, наоборот сникла.
- Вместо того чтоб наслаждаться «пока нет» и предвкушать новый этап своего развития они были зажаты в рамки «надо прямо сейчас», - рассуждает о последних профессор, - более того, когда проводили опрос, ребят из второй группы спросили, что они сделают, если провалят выпускной тест? На это они ответили не «мы подготовимся лучше», а сказали, что тогда они просто спишут.
Вы можете стремиться сделать все хорошо и сразу, это правильная установка. Но совет вам от Кэрол Двек такой, что если что-то не получается, включайте режим «пока еще нет» и относитесь к ситуации с пониманием. Это поможет вам сохранить твердость и настойчивость.
Материал подготовлен по выступлениям Кэрол Двек и Анжелы Дакворт